Пусковое реле – это важный элемент холодильника, отвечающий за запуск и работу компрессора. Если ваш холодильник перестал морозить или работает с перебоями, проверка пускового реле должна стать первым шагом на пути к диагностике проблемы. В этой статье мы расскажем, как проверить пусковое реле холодильника на работоспособность, а также о ремонте или замене этого элемента.
- Что такое реле и зачем оно нужно
- Причины поломок
- Способы диагностики неисправности
- Проверка работоспособности компрессора без реле
- Выявление возможных неисправностей
- Неполадки при работе реле
- Неисправности контактов электроцепи
- Проблемы с контактной планкой
- Некорректная работа позистора
- Нештатное срабатывание токовой защиты
- Как заменить реле
- Иинструменты
- Отсоедините провода
- Установка нового реле
- Проверка работы холодильника
- Видео по замене
Что такое реле и зачем оно нужно
Пусковое реле – это важный элемент в холодильном устройстве, отвечающий за запуск и регулировку работы двигателя. Представленный в виде небольшой коробочки, закрепленной на кожухе компрессора, этот механизм играет ключевую роль в обеспечении бесперебойного охлаждения продуктов.
При повышении температуры внутри камер холодильника термостат замыкается, отправляя сигнал на пусковое реле. В ответ на этот сигнал реле активирует двигатель, запуская процесс интенсивного охлаждения. Таким образом, пусковое реле служит связующим звеном между термостатом и компрессором, обеспечивая слаженную работу всей системы охлаждения.
Стоит отметить, что пусковое реле не только запускает двигатель, но и защищает его от перегрузок и перегрева. При достижении критической температуры биметаллическая пластина внутри реле деформируется, размыкая контакты и отключая двигатель. Это позволяет предотвратить поломку компрессора и продлить срок службы холодильника.
Несмотря на свою компактность, пусковое реле играет важную роль в работе холодильника. Любая неисправность этого элемента может привести к серьезным последствиям для двигателя. Одной из главных функций реле является защита мотора от перегрузок и перегрева. При возникновении неисправностей в работе устройства, реле может выйти из строя, что чревато замыканием контактов и критическим повышением температуры двигателя.
Причины поломок
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, пусковое реле холодильника может выйти из строя по ряду причин.
Наиболее распространенные неисправности:
- Перегорание нагревательной спирали: этот элемент является частью теплового реле и обеспечивает его срабатывание при перегреве двигателя. Перегорание спирали приводит к тому, что реле перестает отключать мотор, что чревато его поломкой.
- Потеря упругости пружинной пластины: данная пластина обеспечивает замыкание контактов реле при пуске двигателя. Со временем она может деформироваться или потерять упругость, что приводит к затруднениям в запуске компрессора.
- Заедание сердечника или подвижных контактов: в результате механического воздействия или коррозии подвижные элементы реле могут заклинить, что препятствует их нормальной работе.
Способы диагностики неисправности
Поломка пускового реле, как правило, сопровождается характерными признаками, которые сигнализируют о необходимости ремонта:
- Не запускается двигатель холодильника: при неисправном реле не происходит замыкания контактов, что препятствует подаче напряжения на мотор.
- Двигатель запускается, но работает непродолжительное время (не более 10 минут), после чего отключается: этот признак может быть вызван перегоранием нагревательной спирали теплового реле, которое не срабатывает при перегреве двигателя.
- Двигатель с трудом запускается, но не может работать в нормальном режиме: данная неисправность может быть следствием деформации пружинной пластины или заедания подвижных контактов реле.
Один из признаков неисправности реле – это непрерывная работа двигателя, даже когда в холодильнике достигнута необходимая температура.
Для точной диагностики необходимо отсоединить контакты реле и подключить их напрямую к двигателю. Если двигатель при этом запускается, значит, проблема именно в реле.
Более сложным вариантом является полная замена реле. Следует отметить, что диагностика неисправностей реле может быть затруднительной. Симптомы поломки реле во многом схожи с признаками утечки хладоносителя.
Проверка работоспособности компрессора без реле
Вам понадобится:
- Провод двужильный
- Звонковая кнопка
- Зажимы «крокодил» (3 шт.)
- Штепсель (см. фото)
- Электрическая схема холодильника
Процесс:
- Отключите холодильник от сети.
- Переключите контакты клемм на пусковом реле, следуя схеме вашего холодильника.
- Включите терморегулятор.
- С помощью самодельного устройства, состоящего из провода, кнопки и зажимов, запустите двигатель компрессора.
Расположение реле.
Самодельное устройство:
Один конец провода подключите к клемме компрессора, где есть буква «L».
- Другой конец провода подключите к одному из контактов кнопки.
- Свободный контакт кнопки соедините с «нейтралью» сети через зажим «крокодил».
- Оставшийся зажим «крокодил» подсоедините к фазе сети.
Нажмите и удерживайте кнопку несколько секунд, пока не запустится двигатель компрессора. Отпустите кнопку. Если холодильник запустился, то проблема в пусковом реле. Если не реагирует, тогда возможна неисправность мотора-компрессора.
Выявление возможных неисправностей
Незначительное количество элементов реле позволяет провести последовательную проверку их работоспособности. Для этого вам потребуется плоская отвертка, мультиметр.
Неполадки при работе реле
Реле с катушкой в холодильнике, как правило, имеет нормально разомкнутые контакты. Это означает, что в исходном состоянии контакты реле разомкнуты, и ток через них не проходит. При подаче напряжения на катушку реле происходит срабатывание электромагнита, который притягивает якорь, замыкая контакты.
В позисторном варианте, наоборот, контакты нормально замкнуты. То есть, в исходном состоянии ток через них проходит. При подаче напряжения на позистор его сопротивление уменьшается, что приводит к размыканию контактов. Важно отметить, что в обоих случаях возможны неисправности, связанные с отсутствием подачи тока на пусковую обмотку электродвигателя компрессора.
Признаком такой неисправности может быть ситуация, когда компрессор исправен, но не включается по команде, поступающей с блока управления холодильником. В таком случае необходимо проверить наличие напряжения на пусковой обмотке статора. Отсутствие напряжения может быть вызвано проблемами с самим реле (катушкой или позистором), а также с проводкой или блоком управления.
Неработоспособность реле, приводящая к отсутствию напряжения на пусковой обмотке статора компрессора, может быть вызвана рядом факторов:
- Разрыв электрической цепи: Это может быть вызвано повреждением кабеля, поломкой клемм или разъемов, а также перегоранием предохранителя.
- Проблема контактной планки: Окисление, деформация или загрязнение контактной планки могут привести к нарушению контакта, что препятствует прохождению тока.
- Перегрев позистора: В позисторном варианте реле, при его перегреве, происходит размыкание контактов. Это может быть вызвано повышенной нагрузкой на компрессор, проблемами с вентиляцией или неисправностью системы охлаждения.
- Срабатывание системы электрической защиты: В случае перегрузки, короткого замыкания или других нештатных ситуаций, система защиты может отключить реле. Если система неисправна, она может не вернуться в рабочее состояние после срабатывания.
- Если холодильник включается на 5-20 секунд, а затем отключается, это может быть признаком срабатывания защитного механизма реле.
- Существует несколько причин такого поведения:
- Защитный механизм исправен, но срабатывает из-за проблем в рабочей обмотке двигателя. Повреждение изоляции обмотки может привести к короткому замыканию, что вызывает срабатывание защиты. Перегрузка компрессора, недостаточная вентиляция или проблемы с системой охлаждения могут привести к его перегреву, что также активирует защитный механизм.
- Защитный механизм исправен, но в реле не происходит размыкания контактов в цепи стартовой обмотки. В результате длительной эксплуатации или перегрузок контакты реле могут подгореть, что препятствует их размыканию. Механические повреждения или попадание посторонних предметов могут привести к деформации контактной группы, нарушая ее работу.
- Защитный механизм неисправен. В редких случаях возможен заводской брак реле, приводящий к его ложному срабатыванию. Сильные скачки напряжения, попадание влаги или другие внешние факторы могут привести к поломке реле.
Для точной диагностики причины проблемы необходимо провести осмотр реле, контактной группы, рабочей обмотки двигателя, а также проверить работоспособность системы защиты.
Неисправности контактов электроцепи
Пускозащитное реле является важным компонентом электромоторов, обеспечивая их плавный запуск и защиту от перегрузок. При его неисправности может наблюдаться затрудненный пуск двигателя, его гудение или полное отсутствие работы.
Для точной диагностики поломки реле можно использовать мультиметр. Проверка осуществляется путем последовательного прозвона трех участков электрической цепи:
- Участок от входа до выхода на рабочую обмотку. Обрыв в данной цепи может быть вызван срабатыванием защитного механизма, который не вернулся в исходное состояние, или окислением контактов.
- Участок от входа до выхода на пусковую обмотку. Отсутствие контакта на данном участке может быть следствием как банального разрыва проводника, так и срабатывания защитного механизма, либо отсутствия контакта через планку.
- Прямой (нулевой) участок. Обрыв на этом участке означает механическое повреждение цепи, которое обычно легко обнаруживается и устраняется.
В случае, если пускозащитное реле функционирует за счет индукционной катушки, для замыкания контактов требуется принудительно поднять планку.
Для выявления неисправных контактов рекомендуется использовать мультиметр, прозванивая их поочередно на каждом участке цепи. При этом важно соблюдать последовательность и не торопиться.
Проблемы с контактной планкой
Контактная планка – важный элемент многих устройств, и ее поломка может привести к серьезным сбоям. Существует два основных типа проблем с контактной планкой:
- Непрохождение тока:
- Окисление контактов: Со временем контакты могут окисляться, что препятствует прохождению тока. В этом случае необходимо их зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, намотанной на иглу или тонкое шило.
- Искривление планки: Если планка деформирована, она может не плотно прилегать к контактам, что также препятствует прохождению тока. В таком случае необходимо аккуратно выровнять планку, стараясь не повредить ее.
2. Залипание планки:
- Загрязнение контактов: Контакты могут загрязняться пылью, грязью или другими веществами, что приводит к их залипанию. Для устранения этой проблемы необходимо тщательно очистить контакты от загрязнений.
- Смазка: В некоторых случаях для облегчения хода планки используется смазка. Однако со временем смазка может загустеть и привести к залипанию. В этом случае необходимо удалить старую смазку и заменить ее на новую, подходящую для данного типа устройства.
Некорректная работа позистора
Для проверки работоспособности позистора необходимо выполнить следующие действия:
- Остудить позистор. Перед проверкой дайте позистору остыть в течение 2-3 минут после отключения устройства.
- Прозвонить позистор мультиметром. Переведите мультиметр в режим измерения сопротивления. Подключите щупы мультиметра к выводам позистора.
- Оценить показания. Если мультиметр показывает отсутствие тока (разрыв цепи) или очень высокое сопротивление, позистор неисправен и его необходимо заменить.
Исправный позистор при проверке мультиметром в холодном состоянии покажет незначительное сопротивление.
Способность к разъединению:
- Подключение потребителя. К позистору необходимо подключить потребитель электроэнергии, например, лампу накаливания мощностью 100 Вт. Для этого понадобится электрическая вилка с двумя клеммами, которые подсоединяются к входу устройства. Провода от лампы подсоединяются к разъемам, ведущим на ноль и пусковую обмотку.
- Включение в розетку. При включении вилки в розетку лампочка загорится. Номинал тока в данном эксперименте значительно меньше, чем при пуске компрессора, поэтому позистор будет нагреваться медленно. Для 100-ваттной лампы время реагирования составит 20-40 секунд.
- Оценка работоспособности. Если через некоторое время лампочка погаснет, то позистор исправен. Если же потребитель не будет обесточен, это означает, что позистор нерабочий.
Нештатное срабатывание токовой защиты
При проверке реле, если не прослеживается контакт между входом и обеими обмотками, велика вероятность обрыва в защитной зоне.
В основном, это может быть вызвано отходом контакта, который размыкается биметаллической пластиной, или же повреждением в области нагревательной спирали.
Важно отметить, что категорически запрещается изгибать, смещать или выполнять какие-либо другие действия с биметаллической пластиной и нагревающей спиралью, так как это приведет к изменению настроек режима срабатывания.
Если устранить поломку другими способами не представляется возможным, потребуется заменить реле на новое.
Как заменить реле
Замена реле в холодильнике может быть осуществлена как в сервисном центре, так и самостоятельно, в домашних условиях. Для выполнения этой задачи вам потребуется набор инструментов, включающий тестер и отвертку, с помощью которой будет произведен демонтаж неисправного элемента.
Иинструменты
Перед началом работы необходимо запастись необходимыми инструментами и материалами:
- Новая реле, соответствующая модели вашего холодильника;
- Отвертка;
- Плоскогубцы;
- Защитные перчатки.
Подготовка к работе:
- Разморозьте холодильник. Отключите его от электросети и оставьте дверцы открытыми на несколько часов.
- Обеспечьте безопасность. Отсоедините холодильник от розетки.
- Доступ к реле. В зависимости от модели холодильника, доступ к реле может быть различным. Обычно она находится на задней стенке холодильника, под компрессором.
- Снимите заднюю стенку. Для этого необходимо открутить винты, удерживающие ее.
Отсоедините провода
Найдите реле. Оно обычно находится на компрессоре.
Отсоедините провода от реле. Запомните, как они были подключены, чтобы правильно подключить новое реле. Снимите старое реле.
Установка нового реле
Переставьте конденсатор со старого реле на новое. Вставьте новое реле в посадочное место на компрессоре. Закрепите реле фиксатором. Подключите проводку к новому реле, соблюдая схему подключения.
Проверка работы холодильника
Включите холодильник в сеть. Проследите за его работой. Если холодильник запускается и работает нормально, замена пускового реле выполнена успешно.