Смотровая яма в гараже: размеры, этапы строительства и рекомендации

Смотровая яма

Наличие смотровой ямы в гараже позволит осуществлять самостоятельный ремонт или осмотр своего авто. Сделать ее своими руками можно с минимальными знаниями в сфере строительства. Но везде могут возникнуть проблемы. Чаще всего они касаются грунтовых вод и неправильно составленного плана. В статье представлен пошаговый алгоритм и требования по созданию смотровой ямы.

Размеры смотровой ямы

Выбирая размер смотровой ямы в гараже, необходимо отталкиваться от размеров машины, а именно от расстояния между ее колесами по длине и ширине. Однако существуют минимальные значения ширины, которые используются в качестве основы — это 80 см. Говоря о длине ямы, здесь нужно приплюсовать 1 метр к длине машины. Хотя существуют и достаточно большие ямы, длина которых достигает 6 метров.

Расчет размеров ямы

Глубина ямы зависит от роста человека. Но важно, чтобы владелец гаража своими руками мог достать до любой детали машины. Однако специалисты советуют делать смотровые ямы не менее 2 м в глубину. Даже если рост человека небольшой, он может взять подставку.

Такую глубокую яму сделать не всегда возможно. Здесь необходимо обратить внимание на уровень грунтовых вод. Если вода находится на глубине 1,5 м или меньше, о яме в гараже можно забыть.

Итак, средние размеры смотровой ямы 0,8 м* (длина машины+1м)* 2 м

Мы указали чистые размеры смотровой ямы. Теперь поговорим о строительных. По очевидным причинам котлован придется делать больше. Дело в том, что для создания ямы нужно обустроить конструкцию.

Для это необходимо:

  • положить на дно слой гидроизоляции;
  • при необходимости выполнить теплоизоляцию;
  • залить пол стяжкой;
  • сделать стены, их делают из кирпича, цельных блоков или бетона;
  • потребуется обустроить дополнительное пространство для инструментов, которое необходимо рассчитывать отдельно от габаритов самой ямы.

По этой причине котлован равен выбранной ширине смотровой ямы, в сочетании с толщиной стен ямы и дополнительными 30 см для обустройства. Длину необходимо рассчитывать так же. При создании глубины учитывается базовый показатель (от 1,8 до 2-х м) в сочетании с толщиной подушки, слоем гидроизоляции, утеплителя и стяжки.

Какие материалы использовать для строительства

Для строительства стен можно использовать следующие материалы:

  • кирпич;
  • строительные блоки;
  • монолитный бетон.

При использовании кирпича, лучше выбрать керамическую модель, она не боится влаги. Делаются стены в полкирпича или в целый кирпич. В зависимости от метода кладки толщина получится 12 см или 25 см.

Укладка кирпичом смотровой ямы

Применять кирпич рекомендуется на сухом и плотном грунте. Важно, чтобы подземные воды не контактировали с материалом. Если вода поднимается высоко, следует делать отделку ямы из бетона.

Заливка бетоном стен смотровой ямы

При выборе строительных блоков тоже рекомендуется остановиться на тех, которые не боятся влаги. Чаще всего выбирают бетонные. Другие можно использовать только с внешней гидроизоляцией, но даже она не способна гарантировать, что они не будут рассыпаться, если вода находится близко.

Яма в гараже их блоков

С бетонными стенами все проще – материал не боится влаги и даже способен стать прочнее от нее. Стены заливаются бетоном марки М250, для пола же выбирают марку М200. Чтобы конструкция не сложилась, нужно сделать ее прочной. Поэтому нужен качественный армированный бетон.

Кстати, если вы столкнулись с пучением грунта в гараже, следует сделать отмостку, чтобы лишняя жидкость уходила, и земля не могла ее впитывать.

При использовании бетона толщина стены получится от 15 см. Важно, чтобы бетон армировался. В качестве арматуры подойдет готовая проволочная сетка толщиной 5-6 мм и шагом 15 см (если вода находится глубоко). Также можно связать каркас на основе арматуры. Его диаметр – 1-1,2 см. Устанавливается она с шагом 20 см. Чтобы сделать конструкцию прочнее, можно установить один прут на стены и пол и изогнут его.

Технология сооружения смотровой ямы

Создать смотровую яму в гараже своими руками несложно. Но вот если гараж уже построен и эксплуатируется, работа становится сложнее. Ведь нужно разбивать бетон или кирпич на полу.

Строим каркасный гараж своими руками: пошаговая инструкция

Работу необходимо начинать с создания проекта:

  1. Необходимо размерить длину машины, размеры самого гаража, прикинуть, какая ширина и высота потребуется.
  2. Нужно сразу решить вопрос с освещением и вентиляцией, а также, сколько ниш для хранения инструмента придется оборудовать.

Именно отталкиваясь от проектного плана, будут выполняться работы.

Выкапывание котлована

После определения размеров ямы можно приступать к работе. Сначала нужно создать отметки на полу гаража. Важное требование для стандартного гаража – яма должна находиться в центре. Если гараж имеет большие размеры, на несколько машин, то яму можно сделать в удобном для ремонта месте.

выкапывание котлована

Если гараж уже построен, то пол в гараже представляет собой бетонную стяжку с каркасом на основе решетки из стальной арматуры. Поэтому придется раздолбить бетон, и срезать часть арматуры по периметру.

После создания проема необходимо удалить из него грунт, песок и гравий, выкопать яму нужной глубины. Важно максимально выровнять стены и дно котлована.

Пол в гараже: из чего лучше сделать, плюсы и минусы 14 вариантов покрытий

Это долгий и сложный процесс, который может затянуться на пару дней. Хотя все зависит от состава грунта под постройкой и активности самого мастера. Есть одно облегчение – поскольку работа будет проводиться внутри здания, дождь не станет помехой.

Гидроизоляция

Для создания гидроизоляции применяется рулонный материал. Очень часто выбирают полиэтиленовую пленку, толщиной не меньше 0,2 мм. Нередко применяется и рубероид или материалы, в основе которых лежит битум.

Гидроизоляция смотровой ямы

Материал для гидроизоляции укладывают полосками. Кладется он внахлест друг от друга. Смещение 10-15 см. Если же в основе изделия лежит битум, в местах нахлеста его необходимо замазывать мастикой. Полиэтиленовую пленку можно скрепить самоклеящимися лентами.

Гидроизоляцию нужно создавать до установки кирпичных кладки и заливки бетона. То есть она должна находиться внутри.

Утепление

Если вы проводите много времени в гараже, отопление у вас уже наверняка есть. Однако важно утеплить и яму, чтобы она прогревалась быстрее. Для этой цели лучше всего использовать экструдированный пенополистирол. Он способен выдерживать большие нагрузки, не поддается сырости и плесени, а также на нем не будет развиваться грибок.

Для создания хорошего утепления важно, чтобы толщина слоя ЭППС была не менее 5 см. Его закладывают между грунтом и отделочным материалом. То есть у стены будет примерно следующий состав:

  • гидроизоляционная пленка (внутри);
  • эппс (средний слой);
  • бетонная или кирпичная кладка (внешний слой).

Пенополистирол допускается закладывать и на дне ямы под стяжкой. Поверх утеплителя кладут арматуру, а затем заливают все бетоном.

Утепление хорошо и тем, что создает дополнительный гидроизоляционный слой. Пенопласт отталкивает воду. Обычно он продается в комплекте с пластиковыми креплениями, поэтому проблем с монтажом не возникнет.

Формирование пола и стен

Сначала выравниваем стены и пол. Идеальной геометрии добиваться не нужно, но важно, чтобы не было заметных горок и ямок. Подготовка осуществляется следующим образом:

  1. Засыпаем на дно слой песка (от 15 до 20 см). Трамбуем его с поливкой воды.
  2. Теперь засыпаем 10 сантиметровый слой щебня средней или мелкой фракции. Тоже утрамбовываем.
  3. Создаем гидроизоляцию.

Из кирпича

Если используются кирпичи или блоки, материал просто укладывается по периметру ямы. Важно осуществлять смещение в половину блока или кирпича. Скреплять материалы нужно кладочным раствором из цемента и песка (1 к 2).

Отделка стен ямы кафелем

После выкладывания кирпича или блоков яму нужно выровнять штукатуркой. Затем можно штукатурку побелить или отделать кафелем.

Из бетона

Монолитная конструкция прочнее, однако, на ее создание уйдет больше времени. Сначала необходимо сделать опалубку на основе досок или других листовых материалов (профнастил, металл).

Бетонные стены ямы

 

Важно, чтобы опалубка не разъезжалась от тяжести заливаемого бетона. Если в грунте есть глина, опалубка станет ограждением с внешней стороны. Если же в основе земли лежит песок или она неплотная, опалубку придется делать в 2 слоя, оставив между ними место для заливки бетона.

Заливать бетон нужно за раз. Максимальный допустимый перерыв в работе – 4 часа.

В бетонные стены следует заложить армирующий каркас. Решетки ставятся вдоль так, чтобы они были посредине пространства опалубки. На углах ямы каркасы можно связать друг с другом вязальной проволокой.

Ормирование

Через несколько дней после заливки раствора опалубку можно снять. Но свою прочность бетон получит только на протяжении 1 месяца. После этого поверхность нужно покрыть грунтовкой и можно создавать отделку. Оптимальный выбор – керамическая плитка (за ней проще всего ухаживать).

Вентиляция

Многие допускают ошибку, не создавая вентиляцию. О монтаже вентиляционного канала необходимо позаботиться в начале строительства гаража. Тогда выполнить установку трубы несложно. Если гараж уже построен, то сделать это сложнее.

вентиляция

Вентиляция нужна не только для защиты от влаги. Ароматы масла, бензина и пыли слишком быстро заполнят небольшое пространство ямы. Работать в таких условиях станет сложнее. Поэтому лучше потратить немного времени и создать вентиляцию.

Она представляет собой пластиковую трубу диаметром 10 см. Труба выводится за пределы гаража. Для этого необходимо выкопать горизонтальную траншею. Она выводится под фундаментом или через стену. В нее засыпают песок и кладут трубу, которая выводится немного выше крыши гаража. Нижний конец располагается у дна ямы. Для улучшения тяги можно использовать дефлектор.

Освещение

Для проведения электричества нужно иметь навыки по созданию схем и монтажу проводки и приборов. Если таковых нет, лучше позвать специалиста.

Важно, чтобы система освещения была сделана по нормам СНиП. Обратите внимание на следующие условия:

  • внутри ямы допускается напряжение до 36 вольт;
  • напряжение 220 вольт опасно;
  • все выключатели и розетки должны находиться вне ямы, независимо от их напряжения;
  • у кабеля должна быть надежная двойная изоляция, желательно поместить его в гофру, важно, чтобы на глубине у него была механическая защита.

Устройство стропильной системы: 6 вариантов форм крыш

Требования связаны с тем, что высокое напряжение в сочетании с высокой влажностью могут сделать смотровую яму опасной.

Для освещения применяют низковольтные лампы на 12 или 36 вольт. Допускается использование, как светодиодов, так и ламп накаливания. Для подачи низкого напряжения радом со щитом или в нем необходимо поставить трансформатор.

Обустройство смотровой ямы

Обустраивать смотровую яму нужно еще на этапе ее постройки. Необходимо сделать одну или несколько ниш. Следовательно, одна из стен ямы не будет ровной, в ней вы создадите отверстие. Во время оборудования ямы сделайте места, где планируется создать ниши. Заливайте бетон или заделайте кирпичом так, чтобы отверстие осталось.

Ниша смотровой ямы

Глубина ниш не должна быть большой — 10-15 см должно хватить. Здесь учитывается количество инструментов, которые вы планируете хранить в смотровой яме.

Завершающий этап

Завещающий этап – установка металлического обрамления вокруг входа в яму. Важно, чтобы оно немного выступало над уровнем гаражного бокса.

После создания ямы желательно сделать лестницу. В качестве материала подойдет дерево или металлические уголки. Если блок небольшой, стремянка будет удобнее, чем стандартная лестница. Однако в некоторых случаях ступеньки приходиться выкладывать из кирпича или бетона.

Лестница и щит

Также после создания ямы необходимо использовать дощатый настил, чтобы закрывать ее тогда, когда вы не будете ее использовать.

Смотровая яма в гараже считается не роскошью, а скорее необходимостью для тех, кто хочет исправлять небольшие неисправности машины своими руками. Она позволит выполнять все работы комфортно. Конечно, для ее обустройства понадобится немало времени и денег, но оно того стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector